Сейчас большинство людей разного возраста пользуются банковскими картами для оплаты различных услуг. В том числе они совершают покупки в интернете, что далеко не всегда безопасно. Во всемирной сети есть немало мошенников, которые обманным путём заставляют людей переводить средства на их счета. При этом они могут не предоставить товар, услугу, либо это не будет соответствовать заявленным характеристикам. Не все потребители знают, что у них есть возможность вернуть деньги, которые были отправлены мошенникам.
Отдельный интерес представляет чарджбэк в Халык Банке (Halyk Bank). Клиенты данной финансовой организации должны разобраться, как можно законным путём возвратить личные деньги в случае мошенничества. Для этого следует рассмотреть особенности проведения чарджбэка.
Что такое чарджбэк?
Под данной процедурой подразумевается отмена платежа, которая происходит на законном основании. Она необходима для того, чтобы владельцы банковских карт чувствовали себя в безопасности. Впервые с мошенничеством люди столкнулись, когда еще только появились VISA и Mastercard. Ещё 1970-е годы в США возникло много карточных аферистов, которые выманивали у людей деньги под разными предлогами. Чтобы люди продолжали пользоваться банковскими картами, был принят закон об отмене совершённых платежей. Это требовалось для того, чтобы обезопасить каждого владельца пластика.
Чарджбэк – это процедура платёжных систем, которая даёт возможность обладателю карточки посетить банковское учреждение и подать жалобу на мошенничество. В том числе причиной обращения может быть перевод средств недобросовестность продавца. К примеру, он пришлёт сломанный товар и не захочет его менять, возвращать деньги. В таком случае у клиента будет возможность запросить чарджбэк в Halyk Bank.
Данная процедура доступна во всех финансовых организациях, которые сотрудничают с платёжными системами. В том числе Халык Банк предлагает проведение чарджбэка при наличии оснований. Банки, обслуживающие обманутых людей, принимают обращения граждан, затем передают их в МПС. Происходит запрос возврата средств у банков продавцов. Именно они должны разобраться в случившемся и решить, действительно ли был факт мошенничества. После этого будет принято решение по поводу возврата денег.
Процедура небыстрая, она может занять как 1-2 месяца, так и полгода. Если покупатель сможет подтвердить факт мошенничества, ему вернут деньги.
Особенности чарджбэка в Halyk Bank
Халык Банк фактически появился в 1923 году – с момента возникновения первых сберкасс. Когда произошла суверенизация республики в 1994 году, региональное отделение Сбербанка СССР было переформировано в АО «Народный банк Казахстан». Он был приватизирован в 2001 году. Спустя 6 лет данная компания организовала ребрендинг. После этого она стала называться «Halyk Bank».
На данный момент эта организация функционирует на основании лицензии №1.2.47/230/30/1 от 03.02.2020. Halyk Bank выпустил свыше 9 000 000 банковских карт.
При этом на личном веб-портале данного банка не говорится о том, как можно вернуть деньги. Также нет образцов заявлений о проведении чарджбэка. По этой причине клиентам приходится самостоятельно разбираться в том, как правильно отменить платёж.
Информация об отмене платежей в нормативных документах Halyk Bank
Существуют правила пользования карточкой, где подробно указана схема отмены платежей. Информация об этом находится на стр.16, в пункте 13.3.
Что там сказано:
- Клиента Halyk Bank должен обратиться в банк и сделать письменный запрос (заявление можно составить на месте).
- В течение месяца проводится предварительное расследование. Заявитель узнаёт его результаты.
- Если доказательства мошеннических действий со стороны продавца будут убедительными, запрос на оспаривание передадут в платёжную систему. Он будет идти от имени владельца банковской карты.
Также есть Договор присоединения о выпуске и обслуживании платёжной карточки. Он представлен на официальном сайте Халык Банка. Там сказано, что банк обязан принять и рассмотреть заявления граждан по спорным ситуациям, которые имеют связь с пластиковыми карточками. Далее финансовая организация должна дать ответ в течение 30 суток для платежей, которые происходили на территории Казахстана. Для трансграничных операций срок увеличивается – он составляет 45 суток. Данная информация присутствует на 16 странице договора.
У банка есть право самостоятельно оспорить в Международных платёжных системах операции по карте, где есть признаки несанкционированность. Для этого даже не понадобится заявление от клиента.
Если пользователь банковской карты решит обратиться в финансовую организацию, то вместе с заявлением он должен приложить сопровождающие документы. Речь идёт о чеках, копиях переписки, где есть доказательства попытки самостоятельно урегулировать конфликт.
Причины для проведения чарджбэка
Главный повод для проведения чарджбэка – это то, что держатель карты стал жертвой мошенника. Важно доказать, что его действительно обманули. Например, не предоставили услугу или товар, либо наблюдается несоответствие заявленным характеристикам. Возможно, у человека обманным путём списали средства с карты.
Важно понимать, что для проведения чарджбэка должны быть соблюдены определённые правила.
Они следующие:
- держатель карты должен подтвердить, что не получил товар или услугу;
- обманутый клиент обязан попытаться своими силами решить спор с продавцом с помощью переговоров (если это не приведёт к результату, можно инициировать чараджбэк);
- обращение сделано не позже 120 дней с момента проведения денежного перевода или не позже 540 дней с той даты, когда покупатель установил, что продавец не собирается выполнить обязательства.
При этом в правилах Halyk Bank и международных платёжных системах не указана минимальная сумма платежа. По этой причине можно провести чарджбэк независимо от того, каким по размеру был перевод.
Как проходит чарджбэк
Halyk Bank даёт возможность провести отмену платежа, если на это будут причины. Каждый желающий может вернуть деньги.
Что для этого потребуется:
- Нужно взять выписку в банковском учреждении, подготовить доказательства обмана.
- Предложить продавцу выполнить договор и зафиксировать ответ (или отсутствие реакции).
- Обратиться в Халык Банк, подать заявление на чарджбэк и дополнительные документы.
- Ожидать ответа от финансовой организации. Если всё в порядке, документы будут переданы в МПС, а затем в банк-эквайер.
- Будет проведено соответствующее расследование, которое позволит подтвердить или опровергнуть факт мошенничества.
- Клиент получит ответ по поводу возврата средств.
Если всё будет в порядке, удастся через Halyk Bank успешно провести чарджбэк. Сумма платежа вернётся на ту банковскую карту, с которой были отправлены деньги. В случае отказа можно повторно подать заявления и предоставить новые доказательства или устранить другие ошибки, которые привели к отрицательному ответу.